Профессия журналист — с чего начать, плюсы и минусы профессии. Профессия журналист — с чего начать, плюсы и минусы профессии Где можно получить образование журналиста

Вузы топ-10.
Название вуза Особенности
Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)
Академия Натальи Нестеровой
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Международный университет в Москве (МУМ)

Журналистика

Термин «журналистика» происходит от французского слова journal (дневник, газета) и означает вид деятельности по сбору, обработке и непрерывному распространению актуальной и социально значимой информации через каналы массовой коммуникации, к которым относятся периодическая печать, радио, телевидение, электронные СМИ и др. В современном понимании журналистика – это вся многообразная продукция деятельности журналистов, совокупность процессов в ее рамках, одноименная научная дисциплина и специальность высшего профессионального образования в вузах.

Профессия журналиста – одна из наиболее востребованных на современном рынке труда. С одной стороны, непрерывно увеличивается количество печатных изданий, интернет-порталов, теле- и радиокомпаний, что требует притока подготовленных кадров. С другой стороны, общество все более заинтересовано в последовательной реализации основной задачи журналистов по оперативному и квалифицированному комментарию всех важнейших событий и предложению возможных вариантов позитивного развития социума.

Специальности и специализации в области журналистики

Стать журналистом можно, получив высшее профессиональное образование в вузе по специальности «Журналистика». По направлению «Журналистика» возможно и двухуровневое обучение: в бакалавриате и магистратуре. Особенностью высшего образования в вузах в области журналистики по такой творческой специальности является возможность обучения по системе мастер-классов, в ходе которого студенты выбирают направление будущей профессиональной деятельности и работают в выбранном направлении на протяжении всех лет обучения под руководством мастера – известного специалиста в этой области.

Во многих вузах в рамках основной специальности «Журналистика» осуществляется подготовка по одной или нескольким специализациям, программа обучения по которым предполагает наличие дополнительных специальных дисциплин. В вузах Москвы чаще всего встречаются следующие специализации:

  • Периодическая печать
  • Телерадиожурналистика
  • Международная журналистика
  • Электронная журналистика
  • Специализации в области рекламы и PR

Стать журналистом можно и после обучения в вузе по нескольким специальностям близкого профиля. Так, журналист, пройдя обучение в вузе в области рекламы и PR, может получить образование по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью». Журналист, специализирующийся в области редакционно-издательского дела, может получить профессиональное образование в области полиграфии. Наконец, среди пишущих журналистов высок процент выпускников филологических факультетов вузов Москвы.

Что изучают

Журналист как представитель творческой профессии должен в первую очередь уметь писать, т. е. увидеть событие там, где не каждый способен, проанализировать его и преподнести созданный материал в выгодном ракурсе на высоком уровне грамотности и компетентности. Из смежных областей знания журналисту понадобятся право (современное законодательство в отечественных и зарубежных СМИ), социология, социальная и политическая статистика, психология, современная техника и технология печати. Для специалиста по медиа-менеджменту нужны твердые знания по экономике и политическому анализу, иностранные языки.

Для теле- и радиожурналистов пригодятся умение общаться с аудиторией, хорошая дикция и незаурядные актерские способности, знание приемов поведения перед камерой и микрофоном. Современные журналисты, выпускники вузов в области журналистики, должны владеть компьютерными и мультимедийными технологиями, компьютерной графикой, анимацией, знать основы интернет-журналистики.

Наконец, журналист должен отлично владеть коммуникативными навыками, понимать и любить людей, добывать информацию, не забывая о профессиональной этике журналиста.

Где работает журналист и сколько получает

В сферу профессиональной деятельности журналистов входит весь спектр современных средств массовой информации: газеты, журналы, информационные агентства, телевидение, радио, сетевые СМИ, информационно-рекламные службы, интернет-среда, структуры PR.

Выпускники вузов в области журналистики с квалификацией «журналист» могут работать в качестве редакторов в издательствах; пресс-атташе или имиджмейкеров при политических деятелях, в партиях и общественных организациях; занимать позиции в рекламных, маркетинговых и PR-службах предприятий и фирм, в учреждениях культуры, сфере образования, туристических фирмах, аналитических центрах, бизнес-структурах.

Карьера журналиста начинается, как правило, со студенческой скамьи в должности корреспондента (репортера) с минимальной построчной оплатой труда. Дальнейший профессиональный рост может осуществляться по вертикали: корреспондент (репортер) – редактор – режиссер (ведущий редактор) – продюсер (шеф-редактор) – руководитель канала (главный редактор). А может осуществляться по горизонтали: например, разброс окладов корреспондентов составляет от 500 до 2500 у. е. в зависимости от опыта работы, рейтинга конкретного СМИ или канала.

Особенностью профессиональной деятельности журналиста является возможность работать фрилансером, внештатно, даже дистанционно, что позволяет совмещать несколько должностей. Зачастую в СМИ и на ТВ нет четкой тарификации, заработная плата журналистов носит индивидуальный характер и зависит не столько от опыта работы специалиста, сколько от желания руководства удержать его.

Журналист — человек занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Журналистика (от французского journal - дневник, газета) - это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.). Следовательно, журналист - это человек, работающий в системе средств массовой информации (СМИ). И хотя название этой профессии указывает на отношение к журналу, журналисты работают также на радио и телевидении.

В связи с этим журналистика делится на множество подвидов (специализаций): газетная журналистика, фото- радио- и тележурналистика, интернет-журналистика, связи с общественностью (PR). Журналистика - это не только сиюминутные новости. Среди тем, которые она охватывает, - международные отношения, экономика, которые требуют особой подготовки. Статьи, заметки, телевизионные репортажи - это работа корреспондентов. Но к числу журналистов относятся также редакторы, и дизайнеры, работающие в издательствах, на радио и ТВ, а также работники секретариата редакций. Все они - участники информационного процесса.

13 января в России отмечается День российской печати. Это профессиональный праздник, история которого насчитывает более 300 лет. Считается, что в нашей стране журналистика возникла в 1702 году, когда по личному указу и личному участию царя Петра Великого (1672 - 1725) появилась первая печатная газета “Ведомости”, издававшаяся типографским способом. С этих пор ведет свое развитие и становление российская печать, хотя еще в 1621 году возникла первая российская непечатная газета “Куранты”. Она была рукописная, выпускалась в виде свитка в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц. Дьяки распространяли ее для ограниченного круга лиц - царя Алексея Михайловича (1629 - 1676) и его приближенных. Газета содержала информацию на военные, дипломатические, придворные и торговые темы из зарубежных газет.

Русская газета “Ведомости” имела серьезные отличия от первых газет других европейских стран. Она была скорее не коммерческим изданием, а служила для разъяснения сути проводимой политики государя и его реформ. С самого начала русская газета была проводником определенной политики, пропагандистом, а порой и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ или защиты национальной независимости и самостоятельности. Газета дала начало быстрому развитию журналистики в России и способствовала культурному развитию страны. В 1755 году была создана газета “Московские ведомости” под руководством ученого и основателя Московского университета М.В. Ломоносова (1711-1765). В настоящий время в российском реестре печатных СМИ зарегистрировано свыше 74 000 изданий (хотя на рынке присутствует менее половины), а совокупный тираж изданий составляет около 5 миллиардов экземпляров.

Будущим журналистам надо понимать, что данная профессия - это не только творчество, но и большая ответственность за каждое написанное и сказанное слово. Каждый профессиональный журналист должен уметь доносить объективную информацию до аудитории. Считается, что основная функция журналистской деятельности - создание информационного канала между государством и обществом, а также формирование общественного мнения.

Можно выделить три этапа работы журналиста:

  • поиск информации (составляет 90% работы специалиста; способы получения информации различны, в основном это наблюдение за объектом исследования, интервью и работа с необходимыми документами);
  • обработка информации (включает анализ полученных сведений, проверку фактов, прояснение возникших вопросов, а также окончательное формирование материала и ее редакцию);
  • обратная связь (журналист должен отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде).

Обучение на журналиста

Традиционно считается, что будущие журналисты заканчивают факультеты журналистики. Однако хорошие специалисты получаются из филологов, философов, лингвистов. Также очень распространена схема, согласно которой журналист специализируется на какой-то одной области (например, компьютеры, автомобили, искусство). В этом случае, важно чтобы автор статьи разбирался в материале лучше, чем читатель. В связи с этим почти половина журналистов имеет не профильное образование, а порой даже техническое.

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • умение работать с информацией (находить, изучать, отбирать, анализировать, сопоставлять и оценивать факты);
  • умение в большом объеме информации выделить главное;
  • умение находить объяснение фактами;
  • умение говорить или писать быстро, грамотно, легко и при этом интересно и не банально;
  • умение обращаться с профессиональными приборами и техникой, необходимыми в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т.д.);
  • знание Закона о СМИ и умение им пользоваться;
  • способность задавать неудобные вопросы и докапываться до сути проблемы;
  • профессиональная этика, тактичность.

Личные качества

  • умение выражать свои мысли точно и понятно;
  • активное участие в общественной жизни;
  • умение быстро переключаться с одной работы на другую;
  • умение анализировать события и явления;
  • широкий кругозор;
  • умение выполнять работу быстро и в срок;
  • общительность, обаяние;
  • оперативность, настойчивость;
  • объективность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность, умение работать в команде;
  • инициативность;
  • работоспособность и трудолюбие;
  • выносливость, стрессоустойчивость.

Плюсы и минусы профессии

  • работа журналиста связана с большими нервными, эмоциональными, физическими перегрузками, работой в авральном режиме;
  • ненормированный рабочий день.
  • интересная, творческая профессия;
  • дает возможность выразить свою точку зрения через тексты и статьи;
  • часто наличие свободного графика работы;
  • возможность путешествовать, журналистов пускают туда, куда не пускают простых обывателей;
  • встречи и общение со многими известными, талантливыми людьми.

Место работы

  • издательства;
  • газеты и журналы;
  • телевидение;
  • радио;
  • рекламные и маркетинговые агентства;
  • пресс-службы различных организаций.

Зарплата и карьера

Зарплата на 05.08.2019

Россия 20000—60000 ₽

Москва 40000—100000 ₽

Зарплата журналиста зависит от его опытности, известности, тематики его материалов, а также места работы. Специалисты, пишущие на политические или экономические темы традиционно получают больше чем, например, “культурологи”. Однако если издание имеет узкую направленность и требует дополнительных знаний, то стартовый доход повышается. По мере роста профессионализма, увеличивается и оплата труда.

Традиционно телевизионная и радиожурналистика более престижны, чем работа в прессе. Чаще всего на телевидение пробиваются самые активные и привлекательные (обычно начинают карьеру с кабельного телевидения), а на радио самые быстрые (обязательно с хорошей дикцией). Но большинство журналистов, по-прежнему работают в различных редакциях газет, журналов и сайтов.

Всем журналистам знакомо выражение: сначала ты работаешь на свое имя, а только потом имя работает на тебя. Карьеру журналиста молодые специалисты обычно начинают в качестве внештатного корреспондента. И уже потом, если журналист сумеет себя грамотно зарекомендовать, его доход резко увеличится и работодатели саму начнут его привлекать в свои издательства.

Вертикальный карьерный рост выглядит следующим образом: редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.

Горизонтальное развитие карьеры выглядит как работа сразу в нескольких СМИ.

Вы хотите всегда быть в гуще событий и принимать активное участие в общественной жизни? Умеете находить интересную информацию и доносить ее до людей? А может быть Вы простом мечтаете о профессии, в которой бы соединялось несовместимое? Тогда Вам нужно обязательно обратить свое внимание на профессию журналиста! Профессию, которая дает огромные возможности для проявления таланта, и которая не терпит серости и посредственности.

Вы хотите всегда быть в гуще событий и принимать активное участие в общественной жизни? Умеете находить интересную информацию и доносить ее до людей? А может быть Вы простом мечтаете о профессии, в которой бы соединялось несовместимое - творческий размах и узкие рамки одной темы, динамичность, непредсказуемость и рутинность, работу на модных показах и в горячих точках, признание и порицание общественности? Тогда Вам нужно обязательно обратить свое внимание на профессию журналиста ! Профессию, которая дает огромные возможности для проявления таланта, и которая не терпит серости и посредственности.

Сегодня мы расскажем Вам об особенностях этой профессии: Вы узнаете кто такой журналист, какими личностными качествами он должен обладать, в чем преимущества и недостатки работы журналиста, и самое главное, где получить эту профессию.

Кто такой журналист?


Журналист - работник средств массовой информации, специализирующийся на сборе и анализе информации, написании статей, репортажей или обзоров, ведении авторских теле- и радиопрограмм, и выполняющий ряд других обязанностей, направленных на формирование общественного мнения.

К первым в истории человечества журналистам можно отнести глашатаев, курьеров и вестников, которые зачитывали народу указы и рескрипты (подчас сопровождая их авторскими комментариями). Название профессии произошло от французского слова journal (ежедневное издание), которое в свою очередь восходит к латинскому diurnalis (ежедневно). Применительно к работнику периодического издания это слово впервые было использовано в 18 веке. В России журналистика начала формироваться в 17 веке, когда у царя Петра Великого появилась необходимость в политической пропаганде (то есть, информировании народа о проводимых реформах в выгодном для власти свете). В результате было создано первое в России периодическое печатное издание - газета "Ведомости".

Если на заре становления профессии журналистом было принято называть человека, статьи которого появлялись в печатных издания, то сегодня профессия журналиста включает в себя огромное количество узких специализаций. Современный журналист - это и корреспондент, и репортер, и блоггер, и телеведущий, и критик, и фотограф, и кинооператор. И продолжать это список можно бесконечно долго.

В профессиональные обязанности журналиста, как и раньше входит, прежде всего, информирование общественности о наиболее значимых и ярких событиях, которые происходят в стране и мире. Для этого журналист, как правило, выезжает на место события, собирает всю доступную информацию, анализирует ее (при необходимо проводит собственное расследование), и "подает" полученный материал для ознакомления обществу. Кроме того, профессиональные обязанности журналиста включают в себя поддержание обратной связи с аудиторией (например, через редакционную почту), а также привлечение к работе независимых источников информации.

Каким личностными качествами должен обладать журналист?


Работа журналиста очень насыщена и многогранна, поэтому представители этой профессии должны быть, в первую очередь, выносливыми, трудолюбивыми и скрупулезными. Помимо этого, поскольку журналисту приходится работать с большим количеством людей и огромным массивом информации, он должен обладать такими личностными качествами, как:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • аналитический склад мышления;
  • хорошая память;
  • умение слушать и делать выводы;
  • целеустремленность;
  • находчивость;
  • любознательность;
  • грамотная речь и способность связанно излагать свои мысли на бумаге;
  • ясность и смелость мысли;
  • самокритичность;
  • образное мышление;
  • мужество;
  • толерантность;
  • развитая интуиция;
  • быстрая реакция.

Неотъемлемыми качествами успешного журналиста также являются: личное обаяние, умение быстро переключаться с одной задачи на другую, широкий кругозор, активная жизненная позиция, способность "докапываться" до сути проблемы и предрасположенность к работе с профессиональными приборами (диктофонами, фото- и видеокамерами и т.д.)

Преимущества профессии журналиста

  • возможность часто и много путешествовать;
  • доступ к источникам информации, которые для обычных обывателей закрыты;
  • знакомство и общение со многими талантливыми и известными людьми;
  • свободный график работы (не всегда, но достаточно часто);
  • участие в различных мероприятиях как международного, так и местного значения;
  • возможность работать как штатным сотрудником издания, так и свободным журналистом (то есть, фрилансером);
  • большие возможности для самореализации (вплоть до получения Пулитцеровской премии - самой престижной награды в области журналистики).

Недостатки профессии журналиста


Если говорить о недостатках профессии журналиста , то прежде всего необходимо отметить тот факт, что это не только интересная, но и очень нервная работа, связанная с большими эмоциональными и физическими перегрузками. Достаточно часто журналистам приходится работать в авральном режиме, когда приходится забывать и о еде, и о нормальном полноценном отдыхе.

Не стоит также забывать о том, что работа журналиста очень часто связана с командировками в "горячие точки". А это значит, что в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей журналистам приходится рисковать не только своим здоровьем, но и собственной жизнью.

Ну и самое главное, журналистская братия ежегодно пополняется огромным количеством молодых специалистов. Но вот добиться успеха удается только единицам. А это свидетельствует об огромнейшей конкуренции (при этом не всегда здоровой), и необходимости постоянно работать над уровнем своего профессионализма и расширением кругозора.

Где можно получить профессию журналиста?

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Принято считать, что получить профессию журналиста можно только на факультете журналистики в ВУЗе. Однако практика показала, что стать журналистом может каждый человек, досконально разбирающийся в своем деле и способный ярко и интересно преподносить свои знания в авторских статьях. Кроме того, прекрасные журналисты получаются из лингвистов, переводчиков, филологов и философов.

Тем не менее, если Вы только вчера окончили школу, мечтаете стать журналистом и Вас не пугают трудности этой профессии, то лучшим выбором учебного заведения для получения выбранной специальности для Вас могут стать.

Мнения известных медиаменеджеров и журналистов об образовании и будущем профессии

10 февраля издание «Кольта.ру» объявило об открытии школы гражданской журналистики под руководством двух известных журналистов - специального корреспондента газеты «Коммерсантъ» Олеси Герасименко и бывшего главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» и издания OpenSpace.ru Максима Ковальского. 11 февраля произошло другое событие в сфере журналистики - стало известно о крупнейшего уральского информагентства «Ура.ру».

Напряжённая обстановка в российских медиа и череда закрытий или смены руководства ряда изданий, среди журналистов в обиходе именуемая «грёбаной цепью», заставляет чаще задумываться о роли профессии в России. TJ опросил известных журналистов и медиаменеджеров о роли образования в их работе и о том, стоит ли сейчас идти учиться журналистике.

Никита Белоголовцев, бывший ведущий «Дождя»

У меня самое что ни на есть профильное образование: я заканчивал журфак МГИМО. Вообще-то я должен спокойно работать на двух языках (английский и итальянский), но владение языками по меркам родного вуза у меня отвратные.

Образование очень здорово помогает сейчас. Причём это не какие-то профильные дисциплины или фундаментальные курсы. У нас была довольно мощная экономика, хороший курс права. Из гуманитарных - литература у Вяземского и культурология у Легойды (того самого). Это для меня очень важные структурные вещи в знании. Грубо говоря, ты сразу понимаешь, что тебе искать в Гугле. К тому же у нас довольно строго относились к учебе, и слова «Понимаете, я работаю» были, скорее, отягчающим обстоятельством, а не наоборот.

Разумеется, всем профессиональным вещам (кроме самых базовых) учишься уже в работе. Мне совершенно не понятна эта истерия «Не идите на журналистику». Во-первых, с моего отделения по специальности работает, в лучшем случае, 30-40% человек. Во-вторых, когда я поступал на журналистику, я с трудом представлял, чем хочу заниматься и тем более зарабатывать. Да, конечно, нужно понимать риски, но они в том или ином виде всё равно всегда будут. Сейчас мерзотное время для профессии, но что ж, совсем хоронить её теперь?

Олеся Герасименко, специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ»

Я училась на филологическом факультете МГУ, моя учительница по литературе посоветовала мне выбрать его, а не журфак, «если я хочу ещё немного поучиться». Я послушалась и не пожалела.

Идти учиться на журналиста пять лет в вузе - идея противоестественная, это прикладная профессия, как шофёр или швея. Чем больше ездишь или шьёшь брюк, тем лучше получается. Чему действительно надо учиться - это перенимать опыт у практикующих корреспондентов. Так построены и американские школы журналистики: практически все программы там длятся не больше 1-2 лет и построены на передаче опыта, а все преподаватели работают в СМИ.

Вопросы вида «Где честному журналисту сейчас работать» вызывают у меня недоумение. В эту профессию идут не за деньгами и не за стабильностью. В моем идеальном мире в журналистику идут фанаты - информации, текста, определённого образа жизни. Поэтому кризис на рынке СМИ только очистит ряды журналистов от людей, которые на самом деле хотят быть политиками, литераторами, шоуменами, пиар-директорами и предпринимателями, а вынуждены ютиться в редакциях. И учиться ремеслу сейчас захотят только те, кто в профессию влюблён и ничем другим заниматься не будет - а мне только этого и надо.

Александр Плющев, ведущий радиостанции «Эхо Москвы»

У меня среднее образование - школа №751 и пять семестров Российского химико-технологического университета. По-моему, это даже незаконченным высшим не считается. Поэтому если что-то мне и могло помочь в работе в медиа, то как раз отсутствие образования.

Это и так, и не так одновременно: я был свободен от каких-то данностей и воспринимал всё, как чистый лист, сразу на практике. С другой стороны, каких-то базовых вещей, общего уровня гуманитарного образования, знаний по мировой литературе и истории мне временами не хватает до сих пор. Но именно из-за отстутствия профильного образования мне ни разу при приёме на работу не отказывали. На НТВ в 1997 году удивились в отделе кадров, но не более того.

Я вряд ли могу компетентно ответить на вопрос, стоит ли сейчас идти учиться на журналиста, потому что я сам никогда нигде на него не учился и я не знаю, как учат. Особенно сейчас, когда нормальные СМИ почти не осталось за небольшим исключением. Кто его знает, может, где-то и нормально учат. Во всяком случае, там, куда меня приглашают выступать и встречаться со студентами (журфаки МГУ, ВШЭ, РГГУ) - вроде бы вменяемые люди, часто очень крутые. И студенты на первый взгляд вполне адекватные. Но я слыхал, что там же преподают и весьма одиозные в нашей отрасли личности.

В любом случае, мне кажется, учиться идти стоит, потому что это реальная возможность попасть на практику или стажировку в хорошее СМИ, например, на «Эхо Москвы». У нас работает очень много народу, оставшегося - точнее, оставленного - после таких практик-стажировок, некоторые учатся параллельно работе. Какое выбрать направление - не посоветую в силу некомпетентности. Это уж вы, ребята, сами.

Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша»

Я заканчивал философский факультет МГУ. Безусловно помогло.

Сейчас - как и всегда, вне зависимости от ситуации в стране - лучше всего получить хорошее гуманитарное образование, а потом идти в хорошую редакцию, где даже выпускника журфака все равно всему научат заново. Поскольку хороших редакций осталось не так много, можно временно заменить это общением с хорошими журналистами в рамках всяческих курсов, лекций и школ - вроде той, что делают Максим Ковальский и Олеся Герасименко.

Андрей Козенко, специальный корреспондент «Медузы»

Я по образованию филолог-лингвист, но это потому что журналистику официально в моём Саратовском госуниверситете не преподавали. Была только группа специализированная. К нам приходила святая (я не шучу) женщина Ольга Борисовна Сиротинина - известнейший в стране учёный, специалист по речевым коммуникациям. Мы брали учебник 1973 года со смысловыми и иными ошибками из газеты «Советская Россия» за 1971 год и эти ошибки разбирали. Мне казалось, что за 1,5 часа пары окна паутиной покрываются.

Помогло мне это, разумеется, не очень. Мой первый же редактор, к которому я пришел на практику, сказал: забудь вообще всё, чему тебя там учили, начинаем заново. Так и вышло.

Всё, что я умею, я получил благодаря отцу-журналисту и нескольким суперредакторам, с которыми я в жизни сталкивался - Васильев, Стукалин, Нагибин из «Ъ». Ну и нынешние мои Тимченко с Колпаковым.

Конечно, учиться стоит, а почему бы и нет. Общая ситуация в стране, сколько я её помню, с разной степенью ада меняется раз в три года. Чего теперь, не работать и не учиться? Да, я не завидую тем, кто в этом году закончит журфаки - не так-то много у них вариантов. Но я не знаю, сколько вариантов у тех, кто сейчас на втором курсе. Их может быть больше - а может быть, будет атомная война, и вообще можно будет не париться.


Андрей Козенко во время волны протестов в декабре 2011 года

Светлана Миронюк, бывший главный редактор РИА Новости

Моё базовое образование - географический факультет МГУ, социальная география. Этот гуманитарный уклон мне, конечно, помог: я занималась организацией работы журналистов по вопросам внешней политики. Эта составляющая - страноведение, которое я изучала в МГУ - мне несомненно помогла. Плюс я училась за границей в Будапештском университете: скорее полезный опыт, чем бесполезный.

По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло. Это ментальность наших мам и пап, если не сказать бабушек и дедушек.

По моему опыту, самые лучшие журналисты - те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Хорошо, когда базовое образование - техническое или гуманитарное, а второе - журналистское.

Функционал журналиста в «РИА Новостях» - так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.

Не исключаю единичных талантливых дарований, всё может быть. Я убеждена, что журналистика - это второе, «лишнее» образование. После школы тебя пять лет учат писать и записывать, а тебе нечего рассказать миру, у тебя внутри не так много ни опыта, ни знаний.

Мы делали школу в «РИА Новостях» для студентов из журфака: их ещё год нужно учить чему-то, переучивать. Есть разрыв между тем, чему учат на факультетах в консервативном восприятии журналистики, и той реальной практикой, которая существует в мире. Можете считать, что я жёсткий противник журналистского образования.

Я встречала людей, которые прекрасные журналисты и никакие организаторы, а есть прекрасные организаторы и никакие журналисты - это, например, я (смеётся). Когда мне приходилось брать интервью, я понимала, что есть те, кто получает от этого удовольствие, а у меня это была вынужденная необходимость. Мне кажется, медиаменеджер формируется… Вы знаете, мне вообще-то 47 лет, и я сейчас учусь, получаю MBA в Чикагском университете, получаю знания по финансам, менеджменту, переговорам. Образования, полученного в 20 лет, мне не хватает.

Иван Засурский, завкафедры новых медиа и теории коммуникаций на журфаке МГУ

Образование помогает думать своей головой и разбираться в сути процессов. Например, с точки зрения понимания психологии отношений и богатства человеческих мотиваций художественная литература даёт представление вполне научной обоснованности. Письменные учебные работы научили меня смелости предполагать, обосновывать и проверять идеи, которые я в журналистской работе мог бы не научиться даже формулировать.

Идти на журналиста нужно, уже имея опыт работы и не жалея сил на чтение и написание оригинальных учебных работ. Мой диплом стал моей диссертацией и книгой, хотя и сильно изменился в процессе.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

У меня образование педагогическое-историческое, заканчивал Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Гуманитарное образование - даже советское - мне безусловно помогло и продолжает помогать. Оно приучило меня работать как историк - с первоисточниками, а не со вторичным материалом. Это важное умение.

Но умению брать интервью гораздо больше меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит.

Хотя приёмы изучения информации одинаковые, не важно, где это было - в Древней Руси, Средневековой Франции, в Арабском халифате или в XXI веке. Умение сравнивать эти источники и искать в них противоречия - это базовое образование историка.

Я с недоверием отношусь к термину «гражданская журналистика», не понимаю, что это такое. Он меня отталкивает профессионально: гражданский врач, гражданская балерина? Единственное, что меня устраивает - это гражданская жена, но до этого ещё не дошло. Это всё равно что-то вторичное. Либо ты журналист, либо ты не журналист.

Но учиться, конечно, надо. Если курсы научат работать с источниками, задавать вопросы и применять свои знания, то это надо только поддерживать. А если это только для того, чтобы получить звание «гражданский журналист», я лишь пожму плечами и отойду в сторону.

К сожалению, факультеты журналистики сильно и быстро отстают от развития журналистики вообще. Сейчас гораздо важнее общегуманитарное образование, плюс компьютерная грамотность, плюс умение ориентироваться в информации - вот этому надо учить. Когда ко мне приходят наниматься люди, я не спрашиваю их, какой факультет они заканчивали - я спрашиваю, сколько языков они знают, как у них с компьютерной грамотностью и как они работают с информацией. А Физтех, МГИМО, журфак московский или дальневосточный - меня совершенно не интересует.

Андрей Коняев, основатель издания о науке «Образовач»

По образованию я математик. Так в дипломе и написано. Закончил мехмат МГУ имени Ломоносова. Математика учит мыслить структурно, поэтому образование помогло.

На журналиста идти учиться не стоит. Журналистика - это не та профессия, которая заслуживает того, чтоб на неё учиться пять лет. Вообще, всему, что нужно, можно научиться года за два. Я бы предложил сразу идти куда-то работать (если бы было куда), то есть учиться на практике и у профессионалов.


Андрей Коняев на форуме «3D-журналистика»

Игорь Белкин, сооснователь SMM-агентства «Мохнатый сыр»

В журналистику я попал почти случайно, если можно назвать журналистикой газету факультета иностранных языков МГУ имени Ломоносова. На первом курсе меня призвали помочь с вёрсткой, потом я потихоньку втянулся в редактуру и написание текстов. К счастью, прочитать их нигде нельзя, потому что я больше чем уверен, что они были полное говно.

В «Ленту.Ру» я попал, в общем-то, без профильного образования, более того - без образования вообще. Я был на третьем курсе, когда меня после очередного письма в редакцию позвали «пообщаться». После собеседования я точно решил, что выбор очевиден и пошел работать в «Ленту». Диплома я так и не получил.

Насчет «стоит ли идти на журналиста» - ответ смотрите в журнале «А *** его знает». Если душа лежит - конечно. Обстановка для профессии, мягко говоря, не самая подходящая, если вы хотите спокойно и честно делать свою работу. Неспокойно и честно или спокойно, но с элементами отработки нужной заказчику повестки - это сколько угодно.

Код специальности: 42.03.02 «Журналистика»

Квалификация выпускника: Бакалавр

* Порядок указания предметов определяет приоритетность вступительных испытаний при ранжировании поступающих.

** Для иностранных граждан и лиц без гражданства испытание проходить не обязательно

На базе профессионального образования

О специальности

С каждым годом журналистское образование становится все более востребованным. Это связано с постоянным ростом количества телевизионных каналов, интернет-изданий, печатной прессы и радиостанций. Конкуренция в сфере средств массовой информации очень велика, а это значит, что есть постоянный спрос на талантливых и грамотных журналистов.

Чему учат на журналистике

Тем, кто решил стать журналистом, откроется абсолютно новый мир, в котором царит самая разная информация. Как говорится, настоящий журналист знает все о немногом и немного обо всем. Поэтому главная задача преподавателей - сделать студентов эрудированными и пробудить у них жажду постоянно узнавать что-то новое.

Качественное обучение журналиста затрагивает несколько пластов и прививает студенту различные навыки:

  1. Умение находить и обрабатывать информацию.
  2. Умение подавать информацию в различных жанрах: информационном, аналитическом, публицистическом, художественном.
  3. Знание основ психологии общения с людьми.
  4. Умение нестандартно мыслить и привлекать внимание к своим текстам или репортажам.
  5. Умение грамотно говорить и писать.
  6. Постановка речи и голоса (для работников сферы радио и телевидения).
  7. Понимание журналистской этики.
  8. Знание одного или нескольких иностранных языков.

Эти азы будут постигать все желающие учиться на журналиста, а после этого студенты будут определяться со специализацией и углубляться в ту тематику, в которой они хотят работать. Будущие студенты должны понимать, что получить высшее образование в сфере журналистики под силу только тем, у кого есть тяга к этому ремеслу. К примеру, если человек с детства ненавидел писать и не отличался грамотностью - научить этому практически невозможно. Но если у него хорошо подвешен язык и миловидная внешность - вполне возможно, что он сможет сделать хорошую карьеру телеведущего какой-нибудь развлекательной программы.

Куда можно устроится с журналистским образованием

Большинство студентов, которые решили учиться на журналиста, начинают работать уже во время учебы. Суть профессии такова, что без практики чистая теория не имеет смысла. Поэтому уже на этапе учебы студенты могут подкрепить знания, полученные в институте, работая в какой-нибудь газете или интернет-издании.

После окончания учебы студенты могут выбрать любую направленность: радио, телевидение, интернет-СМИ, печатная пресса, пресс-службы различных компаний или политических партий. Также профессия журналиста востребована в сфере PR-агентств и на биржах копирайтинга . Каждому студенту желательно глубоко освоить какое-то одно направление, поскольку больше всего востребованы узкоспециализированные сотрудники, например: fashion репортер, корреспондент новостного канала, спортивный обозреватель и т.д. Специальность журналистика всегда будет востребованной и актуальной.

Чтобы поступить на отделение журналистики и найти хорошую работу, нужно постоянно работать над собой и учиться всегда, даже после окончания института. Эта специальность любит общительных, наблюдательных, креативных и умных людей, и не терпит остановок. К тому же, конкуренция растет с каждым днем, и нужно учиться всегда быть первым в поисках актуальной информации.

Бизнес планы