Задача реформы госконтроля — сократить риск угроз и ущерба для людей — Абызов. Общественно-деловой совет обсудил ход реформы госконтроля Прорабатываются ли корректировки «закона Яровой»

О ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Селекторное совещание.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Где-то полгода назад мы приступили к реформе контрольной и надзорной деятельности. Эта сфера была выделена в отдельную приоритетную программу . Все целевые задачи реформы вплоть до 2025 года были специально сформулированы и утверждены. Мы, кстати, вчера их обсуждали и на партийной комиссии «Единой России» . Так что эта тема является очень важной для различных форматов обсуждения.

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Успех любой реформы в значительной мере зависит от эффективности её исполнения в регионах, поэтому у нас сегодня такой селектор. Мы обсудим с коллегами, как организована эта работа и как обеспечивается координация реформы с территориальными органами.

На что хочу обратить особое внимание руководителей контрольных ведомств, которые здесь присутствуют?

Во-первых, начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков. По таким категориям, в свою очередь, необходимо распределить все поднадзорные объекты.

Как мы и договаривались, контрольный фокус – на места, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является максимальной. И наоборот, нет смысла ходить с проверками туда, где потенциальная угроза незначительна.

Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках.

Второе. Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчётам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизились смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб. На этом же основании будут приниматься и соответствующие кадровые решения.

Третье. Развитие современной высокотехнологичной компании несовместимо с выполнением устаревших требований со стороны надзорных органов. Многие из этих требований перекочевали ещё с советских времён. К осени ведомства должны подготовить «дорожные карты» по их сокращению и актуализации. А в дальнейшем эти требования должны быть кодифицированы по каждой сфере государственного контроля.

Подготовкой предложений по пересмотру требований занимается и Общественно-деловой совет под руководством РСПП.

Такая совместная работа должна повысить доверие бизнеса к государству и, конечно, улучшить взаимоотношения властей и предпринимателей.

При непосредственном участии предпринимателей внедряются и так называемые проверочные листы, то есть списки контрольных вопросов при проверках. Я подписал ряд постановлений на эту тему. Такие «чек-листы» станут обязательными при плановом , надзоре и . Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.

В числе таких вопросов и требований – наиболее значимые угрозы. Они касаются вреда жизни и здоровью, окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и некоторых других. С октября этого года новые правила заработают с некоторыми исключениями, а с июля следующего года – для всех объектов защиты.

Уже сейчас очевидно, что одним из главных направлений будущей работы станет цифровизация государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Сегодня она будет обсуждаться на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нам предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля – с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. Для этого крайне важно наладить быстрый и удобный обмен данными с регионами и таким образом шире вовлечь их в создаваемую единую информационную среду контроля и надзора.

В отдельных местах уже успешно применяются технологии дистанционного контроля. Более того, они доказали свою экономическую эффективность. Все эти практики можно тиражировать.

И главное, чего предстоит добиться в результате реформы, – это принципиально изменить саму философию контроля. Перестроить его с принципа «найти нарушение и наказать любой ценой» на принцип партнёрского и «сервисного» отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

И люди наши, и, конечно, сам бизнес ждут от реформы конкретных результатов, прозрачности, современных и предсказуемых подходов, качества работы. Ждут нового уровня безопасности и нового уровня экономической свободы.

Мы договорились, что каждым надзорным органом в регионе ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок с предпринимателями – по существу и в профессиональном ключе.

Для оценки практических результатов хода реформы в Правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств.

Отдельно хочу выделить в реформе государственного контроля роль органов прокуратуры. В тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Правительство готовило все основные направления этой реформы. И один из основных ресурсов по обеспечению прозрачности государственного контроля – единый реестр проверок – создавался и развивается нами совместно.

Для дальнейшего обсуждения передаю слово Юрию Яковлевичу Чайке.

Ю.Чайка (Генеральный прокурор Российской Федерации) : Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Уже более 10 лет органами прокуратуры осуществляются мероприятия по защите бизнеса. Только за последние два с половиной года пресечено около 150 тыс. нарушений в этой сфере, прокурорами отклонено почти 900 тыс. необоснованных заявлений контролирующих органов о проведении проверок. Это ощутимый для бизнеса результат. Однако, к сожалению, не всё идёт гладко.

Повсеместно мы сталкиваемся с нежеланием контролёров менять устаревшие подходы к проверкам бизнес-структур. Показательны результаты недавнего соцопроса, проведённого Минвостокразвития в рамках подготовки совместного с Генпрокуратурой заседания коллегий: 47% предпринимателей Дальневосточного федерального округа сталкивались с проверками, носящими заказной характер, причём две трети опрошенных, по сути, не видят каких-либо шансов отстоять свои права в суде.

Спросите любого представителя бизнеса: визиты кого из проверяющих создают наибольшие проблемы? Ответ будет однозначный: сотрудников полиции. Под видом гласных оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документацию, оргтехнику, парализовать работу. Ещё в 2013 году, выступая в Совете Федерации, я предложил установить обязательное согласование подобных проверок прокурорами, однако соответствующие законодательные предложения, поддержанные Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируются Министерством внутренних дел и другими силовиками и до сих пор не реализованы.

Вместе с тем за последние три года при проведении более 19 тыс. гласных оперативных мероприятий подразделениями МВД допущено свыше 2 тыс. нарушений, а возбуждением уголовного дела закончилось менее 15% обследований. Спрашивается, зачем в остальных случаях сотрясали бизнес-структуры?

По данным прокуроров, МВД и в целом является одним из лидеров по числу допущенных нарушений в ходе реализации контрольных полномочий в отношении предпринимателей (свыше 4 тыс. в 2016 году). Больше только у МЧС – почти 6 тыс. Кроме того, прокурорами вскрыто около 4 тыс. нарушений в деятельности органов Роспотребнадзора, свыше 2 тыс. – в деятельности Ростехнадзора и Ространснадзора, по 1 тыс. – в Росреестре и Росприроднадзоре.

Остановлюсь на наиболее характерных недостатках в деятельности органов контроля, выявленных прокурорами. Плановые проверки нередко проводятся по адресам, не совпадающим с указанными в распоряжениях, с превышением предельного 20-дневного срока, иногда более чем вдвое. Распространены факты незаконного проведения контрольных мероприятий без включения в ежегодный сводный план проверок – в Воронежской области, Ханты-Мансийском округе и ряде других регионов.

Несмотря на действующий мораторий, в план на 2017 год предлагались проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Причём подобные нарушения допускались и на федеральном уровне.

Внеплановые проверки проводятся в отсутствие сведений о нарушении прав, без издания соответствующих распоряжений и согласования с органами прокуратуры. И даже, вопреки прямому запрету в законе, – по анонимным обращениям.

Отдельно хотел бы остановиться на коррупционных проявлениях в деятельности контрольно-надзорных органов. Они связаны с незаконными выплатами контролёрам поднадзорными предприятиями за оказание консультационных, образовательных услуг, с неправомерным принятием решений в пользу аффилированных структур, недостоверностью декларируемых сведений о доходах и расходах. В 2016 году и I квартале 2017 года прокурорами установлено 9 тыс. подобных нарушений, в связи с чем, по нашим материалам, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 730 виновных должностных лиц.

Безусловно, рассмотрение актов прокурорского реагирования контролирующими органами приводит к активизации их деятельности, что в результате может повлечь дополнительное давление на бизнес, поэтому в декабре 2016 года мной прокурорам дано указание воздержаться от предвзятых, негативных выводов о работе органов контроля, приводящих к проведению необоснованных проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Прокуроры в целом ориентированы на совершенствование работы по защите бизнеса.

При формировании планов контрольных мероприятий на 2017 год мы будем рассматривать предложения органов контроля, учитывая правильность определения ими интенсивности проверок предприятий в зависимости от степени опасности производства и их репутации. Иными словами, мы оценим, как контролёры применяют риск-ориентированный подход.

Кроме того, дальнейшее развитие получит функционал единого реестра проверок, возможности коммуникации с бизнес-сообществом с использованием современных технологий.

В условиях стремительно развивающейся цифровой экономики контролирующим органам следует более активно участвовать в создании информационной среды контрольно-надзорной деятельности, развивать свои ресурсы, с тем чтобы их мероприятия проводились в предсказуемом, прозрачном режиме.

Необходимо и в дальнейшем совершенствование нормативно-правовой базы. На сегодня огромное количество внеплановых проверок вообще не согласовывается с органами прокуратуры. В соответствии с законодательством утверждению подлежит лишь 3% от общего числа. В 2015–2016 годах мы санкционировали только 75 тыс. из 2,5 млн внеплановых проверок.

По поручению главы государства нами разработан проект закона, устраняющий данные диспропорции, который положительно оценивается общественными объединениями предпринимателей. С учётом позиции Государственно-правового управления Президента он направлен в Правительство для формирования консолидированного мнения и согласования.

Прошу Вас, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать нашу инициативу.

Очевидно, что благоприятный бизнес-климат сегодня во многом зависит от чётко выстроенной работы региональных властей. Во время организации в этом году совещания по защите прав предпринимателей в Ярославле мы непосредственно убедились, что в данном регионе, а также в Тульской, Белгородской, Калужской областях и ряде других налажен конструктивный диалог между властью и бизнесом. Активно взаимодействуют с ними в данной сфере и прокуроры.

В заключение хотел бы отметить, что при подготовке сегодняшнего мероприятия получен положительный опыт координации нашей совместной с Правительством Российской Федерации деятельности. Мы высоко оцениваем данные результаты и возлагаем большие надежды на то, что все наработки будут нами совместно эффективно использованы в целях обеспечения прав предпринимателей.

Д.Медведев: Спасибо большое, Юрий Яковлевич.

Михаил Анатольевич (обращаясь к М.Абызову) , расскажите, как по линии Правительства эта работа велась, потому что Вы этим занимаетесь.

М.Абызов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

За период с момента утверждения паспорта приоритетной программы уже есть определённые достижения по каждому из проектов. В целом хочу доложить, что мы идём в рамках утверждённого президиумом графика.

Я хотел бы акцентировать внимание на двух моментах.

Первое. Перед нами стоят масштабные, амбициозные задачи, начиная с построения качественно иной, партнёрской модели взаимодействия с бизнесом, внедрения риск-ориентированного подхода и заканчивая повсеместным внедрением современных информационных технологий при осуществлении контроля. Всё это требует более высокой квалификации инспекторского состава. Именно эти люди должны принимать решения, от которых зависит жизнь и здоровье граждан. Они должны прекрасно разбираться во всех тонкостях подконтрольной сферы, включая технологические процессы, а также обладать высокими навыками работы с современными сложными информационными системами.

В этой связи крайне важно выстроить принципиально новую, масштабную систему подготовки и обучения сотрудников, повышения их квалификации, а это в общей сложности порядка 130 тыс. человек. В этой связи нами в рамках проекта подготовлен стандарт кадрового менеджмента, а также комплексная программа по повышению квалификации и переобучению персонала.

Второе – это работа по профилактике нарушений. Именно профилактика нарушений должна стать ключевой осью по предупреждению нарушений, предупреждению вреда для жизни и здоровья граждан.

В этой связи мы запустили практику проведения публичных слушаний с бизнесом и участием региональных властей, в рамках которых подконтрольные органы, а также субъекты, контрольные органы на местах рассказывают о результатах своей работы, разъясняют требования и помогают бизнесу избежать нарушений в будущем.

Только за два прошедших месяца в субъектах Российской Федерации было организовано более 400 подобных мероприятий, в каждом из которых принимали участие до 200 человек. В общей сложности это несколько десятков тысяч людей, наших предпринимателей, которые ознакомились со всеми тонкостями и особенностями работы контрольных органов.

Брифинг Михаила Абызова по завершении совещания

Из стенограммы:

Вопрос: По итогам селекторного совещания звучали какие-то предложения от регионов? И второй вопрос: были даны какие-то дополнительные поручения Председателем Правительства?

М.Абызов: Регионы принимают самое активное участие в реализации задач реформы контрольно-надзорной деятельности (у нас принят отдельный проект по совершенствованию государственного надзора на региональном уровне). И их вовлечённость в этот процесс, понимание того, что происходит на местах, является, наверное, ключевым аспектом и залогом успешности реформы.

Многие предложения, которые сегодня звучали и обсуждались, актуальны не только для тех регионов, которые высказались, но и для всех регионов России.

Конечно, в первую очередь это вопрос исключения избыточных и дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития наших предприятий и которые надо менять.

И эту работу мы вместе с регионами будем проводить. Регионы такие предложения готовят и направляют в наш проектный центр, с тем чтобы мы их обобщали и принимали соответствующие решения.

Второй вопрос связан с задачами по информатизации государственной контрольно-надзорной деятельности. Когда мы говорим о реализации проекта «Цифровая экономика», то имеем в виду, что необходимо и ту часть государственного управления, которая нуждается в цифровизации, реализовывать более активно. И эту задачу надо решать и на федеральном, и на регионом уровне.

Третье. Конечно, много вопросов обсуждалось в отношении проверок, которые проводят федеральные надзорные ведомства в регионах. Не все проверки бывают объективными, есть случаи предвзятых проверок. Бывают случаи, когда вместо проведения проверочных мероприятий некоторые надзорные ведомства используют так называемые административные расследования, которые не надо согласовывать с органами прокуратуры. И в результате предприниматели, по сути дела, подвергаются проверочному давлению без полного соблюдения всех необходимых требований, которые предусмотрены нашими надзорными регламентами. Поэтому одно из поручений, решений, которое сегодня обсуждалось, связано с тем, чтобы внести изменения в законодательство и административные расследования фактически приравнять к проверкам, а это означает, что административные расследования будут подлежать согласованию с органами прокуратуры и будут регламентироваться как обыкновенные надзорные мероприятия.

Кроме того, регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий. Мы будем прорабатывать эти предложения. Есть виды государственного надзора, которые не могут быть переданы на региональный уровень. Связано это с тем, что многие риски, которые контролируют надзоры, являются экстерриториальными. Это означает, что их федерализация, централизация – наиболее качественный путь по защите интересов граждан, их жизни и здоровья.

Кроме того, обсуждался вопрос финансирования реформы контрольно-надзорной деятельности. Мы будем готовить предложения по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы наших региональных, территориальных органов.

Вопрос: Сегодня Премьер-министр сообщил о создании аттестационной комиссии. Расскажите об этом подробнее. И как будут обучать инспекторов, которые будут проводить проверки?

М.Абызов: Президиумом Совета по приоритетным проектам утверждён паспорт приоритетной программы по реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, один из проектов, который в рамках этого паспорта реализуется, это проект по совершенствованию кадровой работы. Им предусмотрено в том числе на федеральном уровне, на уровне Правительства создание аттестационной комиссии, которая будет рассматривать качество работы высших руководящих сотрудников федеральных надзорных ведомств. Это утверждено решением президиума, и нам в ближайшее время необходимо внести документы по организации работы такой комиссии. Затем Председатель Правительства будет принимать решение.

По поводу обучения инспекторов. Я думаю, что на этой неделе мы опубликуем комплексную программу по обучению сотрудников контрольно-надзорных ведомств. Мы обсуждали её на прошлой неделе, и она практически сегодня согласована. Там есть несколько направлений этой работы, начиная от онлайн-курсов для инспекторского состава, в рамках которых будет повышаться общая квалификация по общим дисциплинам управленческого характера, заканчивая специальным курсом по отдельным видам контроля и надзора, связанным с подготовкой проверок, организацией проверок, профилактических мероприятий, системой взаимодействия между инспектором и предпринимателем. Нам необходимо в рамках этих онлайн-курсов охватить процессом переобучения более 130 тыс. сотрудников надзорных ведомств, это большое количество людей. И такие дистанционные онлайн-курсы и последующая аттестация по результатам онлайн-курсов должны существенно повысить квалификацию нашего инспекторского персонала.

Федеральный проектный офис (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам)(до 19.07.2018)

В конце прошлой недели Светлогорске обсудили результаты реформы государственного контроля и надзора относительно правоприменительной практики Калининградской областной таможни. На совещание специально прилетел куратор реформы министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов . Контролеры, бизнес и общественность обсудили итоги надзорной деятельности таможенной службы и результаты проведенных проверок. После совещания Абызов ответил и на вопросы «КП ».

«Наша задача – не собирать штрафы»

Реформа госконтроля и надзора - для многих больная тема. Вы согласны, что контролирующие органы в России для бизнеса - это боль?

Согласен и именно поэтому мы начали реализовывать приоритетный проект по реформе контроля и надзора. В России определение «реформа» носит не очень добрую славу и репутацию. Хорошее дело иногда реформой не назовешь. Но уровень проблем и сложность задачи, которую надо решить, чтобы перевести старую советскую систему репрессивного контроля в формат партнерской системы нового государственного контроля и надзора, требует того, чтобы это была именно полномасштабная и глубокая реформа.

- Вы считаете, что система у нас по-прежнему советская?

Сегодняшние основные принципы государственного контроля и надзора во многом являются формами советского репрессивного контроля, когда инспектор в обязательном порядке при каждой проверке должен найти нарушение и наказать максимальным уровнем штрафов. В противном случае начальник считает, что этот инспектор работает плохо, а в Москве чиновники считают, что система неэффективна. Наша задача – не выявить надуманные нарушения, не собрать штрафы, а обеспечить безопасность граждан, их жизни, здоровья и экономическим интересам. Для этого мало выявлять недостатки. Очень важно помогать поднадзорным субъектам, предпринимателям, выполнять те требования, которые государство предъявляет для обеспечения и защиты общественных ценностей.

- Какова конечная цель реформы контроля и надзора?

Основные цели три. Первая – повысить безопасность для граждан, снизив количество смертельных случаев, заболеваний, ущерба для здоровья по тем рискам, которые контролирует государство, к 2024 году в два раза. Сегодня по тем рискам, которые контролирует государство и по тем рискам, которые защищают наши пресловутые государственные требования, погибает порядка 80 тысяч человек. Это дорожно-транспортные происшествия, смертность на производстве, отравления и многое другое. Если сравнить с аналогичными параметрами лучших международных практик, в частности, стран ОЭС, то уровень здесь потерь в России должен был составлять 40-45 тысяч человек. Вот эта разница, которую мы недостаточно эффективно реализуем и это те параметры, к которым мы должны выти к 2024 году. В цифрах это означает, что за период реализации реформы количество смертельных случаев по тем рискам, которые защищает государство, должно снизиться на 180 тысяч. Это большая цифра.

Вторая цель – радикально снизить неэффективную административную нагрузку на бизнес. Это требует радикального пересмотра устаревших советских требований, норм и правил. Основные затраты бизнеса заключаются в том, что они должны выполнять устаревшие требования, а для этого проводить соответствующие инвестиции и затраты в производственных циклах, которые гораздо дороже, чем встречи контролера. Эти неэффективные административные затраты к 2024 году мы должны снизить в два раза.

Третья цель – сделать саму систему государственного управления надзорными полномочиями в контрольных органах более эффективной. Для этого мы должны внедрить современные информационные системы и технологии, которые избавят наших контролеров и сотрудников надзорных ведомств от ненужной бумажной работы и, кстати, избавит предпринимателей от необходимости предоставлять отчеты бумажном виде. Мы должны перейти на систему взаимодействия с поднадзорными субъектами максимально дистанционную.

То есть вместо того, чтобы куда-то выходить, инспектор может посмотреть по камерам, зайти в базу, посмотреть бухгалтерские операции?

Абсолютно. И не тратить производственное время свое и самое главное – время предпринимателя на старые форматы надзорных мероприятий: проверки, осмотры и все остальное.

Количество надзорных органов в России уже вызывает сомнение относительно того, насколько все это координированно можно поменять. Их десятки!

44 ведомства на федеральном уровне обладают полномочиями по контролю и надзору и это порядка 165 видов госконтроля и надзора на федеральном уровне.

- Снизить это количество можно?

Госконтроль и надзор действительно должен быть более компактным. У нас в целом он разросся. Сейчас моя главная задача – не обсуждать модели слияния, поглощения и переподчинения, о чем любят поговорить эксперты, а реализовывать цели реформы. Если мы начнем переставлять стулья и столы, назначать новых руководителей, производить всемирное переселение людей между надзорными ведомствами, то мы потеряем темп и в обозначенные сроки на параметры, которые определены, не выйдем. Да, машина контроля и надзора разрослась, она неэффективна, но надо работать над вопросами реформы.

Количество проверок сокращается

Реформы в России – вещь непростая, еще и в связи с масштабами страны. Часто используются пилотные регионы. Такие могут появиться в плане реформирования государственного контроля?

Основные параметры реформы будут обязательны для всех субъектов Российской Федерации. С другой стороны, модель управления реформы – в каждом регионе своя, учитывая специфику. Есть опыт пилотных регионов, которые стараются быть в первом эшелоне, в передовиках реализовать основные задачи реформы по госконтролю и надзору. Калининградская область в этом отношении – тот регион, который хочет это реализовать как пилот и локомотив этих преобразований. Поэтому врио губернатора области Антон Алиханов принял решение по созданию министерства по контролю и надзору с тем, чтобы на уровне регионального правительства координировать вопросы федерального контроля, регионального и муниципального. Для предпринимателя все равно, какой инспектор к нему пришел, он зачастую не отличает чьи-то полномочия, и не должен. Он считает, что пришел инспектор госконтроля, а как это распределено по этажам власти – это уж ваши проблемы, разбирайтесь. Если у нас проблемы на муниципальном уровне не будут решаться, то для предпринимателя не будет легче от того, что на федеральном уровне все хорошо. Главное, чтобы в целом, в России по линии госконтроля проблем было меньше.

Антон Алиханов сказал, что теперь все внеплановые проверки в области будут проходить исключительно через него. Не странно ли, если глава правительства будет согласовывать каждую проверку?

Количество плановых проверок на федеральном и региональном уровне сокращается. Проблема, которую мы должны решать – это рост внеплановых проверок. Для этого Антон Андреевич принял решение, что по внеплановым проверкам разрешение будет выдаваться с его согласия. Надо поставить здесь фильтр, чтобы решить проблему по отрицательной динамике, которая в итоге приводит к давлению на бизнес. И этот фильтр – на уровне губернатора. Через какое-то время эти принципы можно будет изменить. Но сейчас все знают, что с неплановыми проверками не забалуешь, что надо будет обосновать их необходимость на уровне руководителя субъекта. Это очень важно. Это поставит забор на пути надуманных проверок, которыми пользуются с целью сведения счетов.

Росздравнадзор — один из лидеров реализации реформы госконтроля

Росздравнадзор стал одним из лидеров среди надзорных ведомств по внедрению в своей работе новых механизмов госконтроля, его опыт может быть тиражирован и в других ведомствах. Со следующего года в надзоре в сфере здравоохранения начнут использовать новые КПЭ инспекторов, которые будут зависеть от динамики показателей ущерба жизни и здоровью. Проверки Росздравнадзора в Астраханской области обсуждались 29 сентября с участием куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко и губернатора региона Александра Жилкина.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора.

При всех особенностях Росздравнадзора, который должен быть и в меру прогрессивен, и в меру консервативен, так как является надзором за очень чувствительной сферой, надо сказать, что команда Михаила Альбертовича Мурашко и на федеральном уровне, и на уровне регионов является на сегодняшний день одной из наиболее успешных в реализации задач, которые предусмотрены реформой контрольно-надзорной деятельности. Росздравнадзор по всем своим территориальным органам уже разработал новую матрицу показателей эффективности и результативности, которая доведена до всех субъектов РФ. Она будет использоваться уже начиная с 2018 года», — отметил Михаил Абызов.

Новая, партнёрская модель взаимоотношений инспектора и предпринимателя, по его словам, предполагает полный уход от "палочной" системы. Со следующего года власти откажутся от нормирования количества проведённых проверок и выявленных нарушений, наложенных санкций и собранных штрафов. Основным показателем эффективности и результативности территориальных органов контроля станет динамика сокращения вреда жизни и здоровью, смертности и травматизма, экономических потерь. Именно к этому показателю начиная со следующего года будет привязана система оценки качества работы руководителей территориальных органов надзора. С выполнением этих показателей будет увязана система мотивации, премирования, продвижения инспекторов по службе.

Реализация реформы контрольно-надзорной деятельности является одним из приоритетов для региона, подчеркнул Александр Жилкин.

Мы активно включились в данный процесс. Система надзорных органов представлена 16 региональными, 25 федеральными и 18 муниципальными структурами контроля. Что касается проверочной деятельности, могу сказать, что за первое полугодие текущего года было проведено 8 тыс. проверок. Отмечается снижение потерь, которые несёт бизнес от проверочной активности. На сегодняшний день мы имеем достаточно чёткий правовой механизм по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Во всех 16 региональных контрольных структурах работают чек-листы, содержащие обязательные требования, которые учитываются при проверках», — сказал губернатор.

Александр Жилкин рассказал о создании интернет-ресурса, который позволит получить удалённо всю необходимую информацию, касающуюся контрольно-надзорной деятельности. Предприниматель может узнать категорию риска, которая присвоена его бизнесу, а также всю информацию по проверкам. Сайт планируется запустить в пилотном режиме 1 октября.

Михаил Абызов, в свою очередь, подчеркнул важность использования наглядных форматов для разъяснения предпринимателям оснований для проверок, обязательных требований и т.д. Год назад, по его словам, в 80% надзорных ведомств отсутствовал реестр поднадзорных субъектов бизнеса, а планы проверок формировались достаточно хаотично. Не было и реестра требований, проверяемых у бизнеса, — их насчитывается около 2 млн. Начиная со следующего года надзорные ведомства начнут использовать при проведении проверок чек-листы, которые будут содержать весь перечень проверяемых требований.

Разработка наших чек-листов завершена, теперь идёт правовая экспертиза. Мы будем пробовать их в медицине перед внедрением по всем направлениям. И это будет даже не один правовой акт, это будет 100 приказов или 100 нормативных чек-листов, которые будут включать в себя до 200-300 требований», — пояснил Михаил Мурашко.

Параллельно идёт работа по систематизации требований, Общественно-деловой совет разрабатывает «дорожные карты» по внесению необходимых изменений в нормативную базу.

Система государственного надзора во многом архаична, многие её элементы достались по наследству от системы репрессивного государственного надзора, которая была сформирована в советской системе. До сих пор действуют многие советские правила и требования, по которым применяются санкции. Многие из них — устаревшие. Пока эти нормативные основания не отменены, инспектор не может изменить режим своей работы и вынужден проверять то, что положено законом. Две недели назад на заседании проектного комитета мы утвердили 3 "дорожные карты" по изменению нормативных актов, на ближайшем заседании будем утверждать новую партию. И так еженедельно будем работать, пересматривая то, что является сегодня существенным отягощением в работе предпринимателей и инспекторского состава», — отметил Михаил Абызов.

За счёт формата прямого общения контролёров и проверяемых надо найти правильный баланс при достижении трёх целей реформы контрольно-надзорной деятельности, указал министр. С одной стороны, необходимо в ближайшие годы радикально сократить объём причинённого ущерба и вреда жизни и здоровью граждан. По показателям смертности и травматизма Россия отличается от стран ОЭСР в худшую сторону в 2 раза, но уже к 2024 году планируется выйти на такие же параметры. Уже в этом году стоит задача снизить ущерб для здоровья граждан на 5% по отношению к показателям 2016 года. По итогам первых 6 месяцев 2017 года работа идёт в целом по графику — по тем надзорам, по которым есть достоверная статистика.

Проблема достоверности статистики, по словам Михаила Абызова, очень актуальна для надзорных ведомств. Сейчас им не понятно, от чего отталкиваться и как ставить новые задачи. Многие надзорные ведомства такой статистики не имели вообще, и за 2017-2018 год нужно эту недоработку устранить, подчеркнул министр.

А некоторые ведомства имели статистику, достоверность которой вызывала много вопросов. Например, по официальным данным за 2016 год, в России зарегистрировано более 84 тыс. вновь ВИЧ-инфицированных. При этом Российская академия наук приводит данные 103 тыс. Надо разбираться в различии этих цифр. При этом заболевших гриппом в 2016 году зарегистрировано 45 тыс. Исходя из этой статистики вероятность заразиться ВИЧ в России в 2 раза больше. Нам надо перелистнуть страницу необъективных данных, уловок, приписок и с чистого листа по заболеваемости гриппом начинать вести добросовестную, качественную статистику», — отметил министр.

Он также призвал проводить в обществе разъяснительную работу, объяснять людям, как контролируется качество вакцин, как оно гарантируется.

Предпринимательское сообщество в целом не имеет претензий к тому, как региональный Росздравнадзор выполняет свои полномочия.

С 2012 по 2016 год жалобы на контрольно-надзорные органы составляли 30% от всех жалоб, поступающих бизнес-омбудсмену. На территориальный орган Росздравнадзора жалоб не было. Изменение ситуации в госконтроле и переход на риск-ориентированный подход позволит переориентировать контроль на объекты повышенного риска и освободить от планового контроля объекты низкого уровня риска и добросовестных участников рынка. Парадигма отношений в сфере надзорной деятельности действительно меняется», — отметила уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Астраханской области Наиля Никитина.

На управление Росздравнадзора по Астраханской области действительно нет жалоб, подтвердил президент Астраханской торгово-промышленной палаты Виктор Винокуров. В ТПП считают реформу госконтроля в целом огромным шагом вперёд. Бизнес поддерживает переход от репрессивной модели контроля и надзора к партнёрской, отметил президент организации.

Тем не менее, проблема большого количества внеплановых проверок остаётся для бизнеса актуальной. По мнению Михаила Абызова, у Росздравнадзора должен быть особый режим согласования таких проверок, несмотря на то, что взят курс на их сокращение.

Сейчас готовится законодательство, расширяющее полномочия Генпрокуратуры по согласованию внеплановых проверок, которые нередко проводятся по жалобам и используются в целях недобросовестной конкуренции. По таким видам надзора, как у Росздравнадзора, возможность быстрой проверки и быстрого устранения нарушений очень важна. Поэтому пока по здравнадзору мы согласовали формулу, что их внеплановые проверки проходят согласование с Генпрокуратурой через механизм уведомления. Если ты понимаешь, что где-то есть угроза, — предотврати её и в течение суток отправь уведомление в прокуратуру. Ключевая задача на 2018 год — перевод внеплановых проверок на риск-ориентированный подход. Количество внеплановых проверок сегодня вдвое превышает количество плановых. Так, проводится 400-450 тыс. плановых проверок в год и примерно 1 млн внеплановых», — сказал Михаил Абызов.

Участники встречи затронули тему арбитража по результатам предписаний. В стандарте профилактики нарушений обязательных требований, который недавно утвердил проектный комитет реформы, по словам Михаила Абызова, заложен формат внеарбитражного обжалования в ведомственном порядке принятых надзором решений. По мнению министра, в арбитраж нужно входить лишь в крайнем случае, этот подход уже реализован в налоговой службе.

Формат публичных обсуждений правоприменительной практики будет меняться, чтобы предпринимателям было интересно и полезно участвовать в этих мероприятиях, сказал в заключение Михаил Абызов. Так, по актуальным вопросам планируется проводить «балансовые» в межведомственном режиме, сразу по нескольким надзорам. Например, тему ВИЧ и ОРВИ следовало бы обсудить также с Роспотребнадзором, пояснил министр.

Руководство регионов должно стать «точкой сборки» надзоров различных уровней, подчеркнул Михаил Абызов. Именно на этом уровне пересекаются функции федеральных, региональных и муниципальных надзоров.

Министр по вопросам открытого правительства РФ Михаил Абызов в интервью RNS рассказал о пересмотре контрольно-надзорных функций государства, условиях введения аналога «налога на тунеядство» и работе над поправками к «закону Яровой».

- Как будет происходить пересмотр законодательства в рамках реформы госконтроля?

Сегодня система государственного регулирования устанавливает 2 млн обязательных требований. Речь об их отмене не идет. Но в ближайшие шесть лет необходимо провести аудит всех требований госконтроля и надзора. В рамках этого анализа предстоит проверить, насколько эти требования актуальны, не избыточны ли они, не дублируют ли они друг друга, а затем провести работу по устранению противоречий. Такая задача стоит перед каждым контрольно-надзорным ведомством и отраслевыми министерствами. Предстоит большой процесс межведомственного согласования. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что нормы, установленные одними отраслевыми требованиями, входят в противоречие с другими. В результате, выполняя одни требования, предприниматель очевидно начинает не выполнять другие. Такие нестыковки надо убрать.

- Вы столкнулись с противодействием ведомств, ненамеренных терять свои полномочия?

Есть разные примеры. Сейчас мы развернули работу по актуализации требований трудового законодательства. Там действует около 7000 документов, принятых во времена СССР и РСФСР. Сейчас мы разбили их по группам, сформировали экспертные площадки и начали пересматривать это законодательство. В случае с Минтрудом и Рострудом мы видим полноценную кооперацию, сопротивления нет. Министр труда и глава федерального агентства понимаю, что нормативная база далека от современности и формирует большие необоснованные затраты бизнеса. Выполнять ее с точки зрения реальной охраны труда невозможно. Требуется переход на новую систему регулирования. То число документов, которое регулирует трудовые отношения, очень сложно администрировать, это огромный массив. Требуется изменение и оптимизация всей системы. Есть примеры и очень консервативных, закрытых, фактически кастовых отраслевых сообществ, которые явно не желают изменений. Есть примеры откровенного саботажа. К таким приходится применять административную власть. И речь идет о гражданских ведомствах, потому что силовики работают в части контроля и надзора по отдельной программе.

- Во сколько вы оцениваете потери бизнеса от необоснованных надзорных требований?

Эксперты ВШЭ в течение двух лет оценивали потери экономики от соблюдения устаревших норм, итог - до 7% ВВП.

- В какие сроки ведомства должны проанализировать свою регуляторику?

Полный аудит можно провести за полтора-два года. А всю систему законодательства нужно актуализировать к 2024 году. Это не значит, что во время проведения аудита мы не будем менять откровенно устаревшие нормы. Уже в этом году на заседании комиссии по административной реформе по поручению президента было вынесено 58 функций государства с признаками избыточности и неактуальности. 17 из них решено ликвидировать. Любая государственная контрольно-надзорная функция под собой имеет сотни нормативно-правовых требований. Так что мы будем не только сокращать дублирующие функции, но и избавляться от устаревших норм.

На ваш взгляд, сейчас удачное время для начала дискуссии о возможном изменении налоговой системы и повышении, в частности, НДФЛ?

Сейчас неудачное и неудобное время для дискуссии о налогах. Потому что в целом инвестиционный климат оставляет желать лучшего. С учетом отрицательной динамики инвестиций в основной капитал наши успехи в этом направлении очень скромны. Нам необходимы институциональные реформы. На этом фоне любые решения, показывающие непоследовательность налоговой политики, будут отпугивать инвесторов. Это крайне опасно. Можно вести дискуссии о будущем образе налогового администрирования, изъятий и, в целом, системы налогообложения, если речь идет о горизонте после 2018 года или 2019-го. В прошлом году мы приняли на себя обязательства, которые еще раз подтвердили по итогам совещаний у президента и премьера, - до 2018 года налоговая система не должна меняться. А если взяли обязательство, то надо выполнять.

- Будете ли подключать экспертный совет при правительстве к обсуждению проекта «налога на тунеядство»?

Пока это обсуждается как некая идея. Проекта такого закона ни в экспертном совете, ни в правительстве нет. Он не опубликован в установленном регламентом порядке. Суть этого предложения понятна: существует непрозрачный для государства «серый рынок» труда, а социальная инфраструктура медицинского и пенсионного обслуживания для всех одинакова. Человек имеет равные права на здравоохранение, образование и пенсии, вне зависимости от того, на «белом» или на «сером» рынке он занят. Логика инициаторов этой идеи понятна, они хотят сделать этот сектор прозрачным и разделить с ним нагрузку на социальную инфраструктуру. Но в этой связи возникает много вопросов, в том числе, как отличить самозанятых от людей, реально не вовлеченных в рынок труда. Как определить, есть ли у них доходы на такие выплаты? Пока мы не ответим на такие вопросы, принимать такие решения нельзя. Они могут спровоцировать социальное возмущение. Этот закон не будет справедливым, а быть справедливым - одна из задач законодательства.

Общество готовят к тому, что привычный объем социальных услуг больше нельзя будет получать бесплатно в новых бюджетных условиях?

Не обязательно связывать этот вопрос с бюджетным дефицитом. Еще пять лет назад эксперты ставили вопрос необходимости софинансирования гражданами социальных услуг, в зависимости от доходов населения. Я считаю, что в любом случае подобная общественная дискуссия крайне важна. Это необходимо обсуждать публично и открыто.

- Открытое правительство подключится к обсуждению новой модели накопительной пенсионной системы?

Как только этот вопрос будет оформлен в виде документа, он обязательно попадет в экспертный совет. Все преобразования пенсионной системы - это безусловный приоритет для совета. Во-первых, это экономически и социально важный вопрос. Во-вторых, в экспертном совете сейчас сконцентрирована одна из лучших профильных компетенций.

- Прорабатываются ли корректировки «закона Яровой»?

Экспертный совет готовил анализ потенциальных затрат участников рынка на исполнение этого закона. Также было подготовлено заключение о технических рисках реализации закона и наличии необходимых технологий на международном и российском рынках. В принципе, в этом законе есть много проблемных точек. Его невозможно исполнить завтра. Поэтому законодатели отложили исполнение этого закона до 1 января 2018 года.

- Это реалистичный срок?

Президент дал набор поручений правительству по проработке технических и финансово-экономических аспектов реализации закона в течение этого времени. Сейчас на площадке Минсвязи идут консультации со спецслужбами и участниками рынка, которые готовят оценку затрат и возможностей производства в России необходимого оборудования. Работа должна быть завершена к концу этого года. Сейчас рано делать выводы о вступлении закона в силу. Как известно, президент России не исключал внесения в него дополнений. Их содержание будет определено после исполнения поручений президента и скрупулезной детальной проработки этих вопросов.

Бизнес с нуля